Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время, права человека имеют первостепенное значение, имеют высшую ценность. Исходя из ст. 2 Конституции Российской Федерации, к обязанностям государства относится признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, Всеобщая декларация прав человека , указывает на то, что все люди от рождения свободны и равны.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что на сегодняшний день, как в международной, так и в национальной правовой системе, права человека занимают центральное место. Общепринятые международные стандарты в области прав человека, обретая универсальный характер, постепенно входят в правовую среду Российской Федерации (далее – РФ), о чем свидетельствует множество ратифицированных международных актов, а также модернизация отечественного законодательства в различных сферах (в рамках основного закона страны).
Борьба с преступностью занимает важное место в обеспечении прав человека, посредством обеспечения безопасности отдельной личности и общества и пр. При этом следует учитывать, что само понятие преступления, его признаки, а также состав преступления формировались на протяжении длительного периода времени. Становление уголовного права прошло длительный исторический путь развития, постепенно происходило упорядочивание правовых норм.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 , транспортная безопасность определена в качестве одного из важнейших элементов национальной безопасности нашего государства.
Актуальностью обозначенной проблематики темы исследования является обеспечение транспортной безопасности в гражданской авиации от повышенной общественной опасности, поскольку их следствием нередко становятся непредотвращенные акты незаконного вмешательства в функционирование транспортного комплекса, влекущие человеческие жертвы и огромный материальный ущерб.
Объектом исследования данной работы выступает сложный ансамбль гражданско-правовых отношений в системе угроз транспортной безопасности.
Предмет исследования –уголовно-правовые особенности борьбы с угоном воздушным судов.
Целью работы является проведение комплексного анализа уголовно-правовой борьбы с угоном воздушных судов.
На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:
- Раскрыть общеправовые проблемы с угоном воздушных судов.
- Проанализировать уголовно-правовую ответственность за угон судна воздушного транспорта по Российскому законодательству.
Степень научной разработанности исследования состоит в том, что рассматриваемая тема вызывает значительный интерес у многих отечественных ученых, которые посвящали изучению данного вопроса свои работы. Курсовая работа опирается на теоретический фундамент, созданный работами отечественных исследователей проблем, в числе которых П.Н. Кобец, Н.Н. Пестов, Т.Р. Пилипчук, И.М. Бирник и др.
Нормативная база исследования: декларация ООН, Конституция РФ, законы РФ, нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти РФ, законодательные и нормативно-правовые акты зарубежных стран.
Методология и методика исследования. Характеризуется общими методами познания, включающими системное и комплексное исследование, сравнительный метод, методы дедукция и индукции, применение анализа и синтеза, статистический метод; а также специальными методами правоведения, среди которых необходимо отметить толкование закона, методы аналогии права и закона.
Среди общенаучных методов следует выделить такие, как выявление и систематизация материала, обобщение, анализ, синтез, сравнение, системно-структурный анализ.
Научная новизна исследования обусловлена обобщенным правовым исследованием понятия уголовно-правовой борьбы с угоном воздушных судов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения могут оказаться полезными для студентов высших и средних учебных заведений при написании ими различных исследовательских работ по обозначенной выше проблематике.
Полученные выводы и проанализированный материал могут использоваться в процессе преподавания курса «Уголовное право».
Практическая значимость исследования состоит в том, что в целом, полученные результаты исследования играют роль как для практической деятельности, так и для расширенных теоретических научных исследований.
Структура и объем курсовой работы. Структура работы определена с учетом характера и специфики темы, а также обусловлена ее целями, задачами и объектами исследования.
Глава 1. Общеправовые проблемы с угоном воздушных судов
1.2 Характеристика международных правовых актов
В 1944г. в Чикаго (США) была принята Конвенция о международной гражданской авиации (далее – Чикагская конвенция 1944г.),заменившая Конвенцию о регулировании воздушной навигации 1919г..
Чикагская конвенция 1944г. не содержит положения, которые предусматривали бы конкретные ситуации, когда воздушное судно используется или причастно к противоправной деятельности, в том числе к деятельности, нарушающей национальные законы и общественный порядок государства-участника.
Такие положения содержатся в ст. 3, 5, 9–13, 16 и 35. Ст. 1 Чикагской Конвенции 1944г. признает, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией .
Авиационная безопасность является одной из приоритетных задач, решаемых государствами и Международной организацией гражданской авиации (далее – ИКАО).
Начиная с шестидесятых годов прошлого века под эгидой ИКАО государствами были приняты пять универсальных международных договоров, направленных на борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (такими как захват и угон воздушных судов, террористические действия на борту гражданского воздушного судна и в аэропортах и другие преступления).
Часто встречающими деяниями, которые следует квалифицировать, как акты неправомерного использования воздушных судов принято относить такие как: незаконная воздушная перевозка наркотических и других психотропных веществ, использование гражданских воздушных судов для незаконной перевозки оружия и солдат и для хищения природных богатств, использование гражданской авиации для совершения разведывательных полетов и многие другие. Одним из наиболее опасных противоправных деяний с использованием воздушных судов, является воздушный терроризм. В настоящее время появились угрозы захвата воздушного судна и его использования в качестве средства теракта.
Трагические события 11 сентября 2001г. в США, вынудили государства принимать активные действия в области международного правотворчества. 28 мая 2002 г. в Риме была принята Декларации Глав Государств и Правительств Российской Федерации и государств – членов НАТО (Римская декларация 2002г.)(4). Она, в частности, предусматривала активизацию сотрудничества в борьбе против терроризма. В ней устанавливаются «оценки угроз терроризма для безопасности в евроатлантическом регионе,
Российская Федерация ратифицировала 13 универсальных международных антитеррористических конвенций и протоколов к ним. Рассмотрим основные из них. «Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» (Токио, 14 сентября 1963 года) – ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1987 года №8109- XI. Вступила в силу для СССР 3 мая 1988 года. Количество стран-участниц – 151.
В соответствии с п. 1 Конвенции, она применяется в отношении уголовных преступлений, а также актов, которые независимо от того, являются ли они преступлениями или нет, могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (заключена в г. Гааге 16.12.1970) / Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XXVII. – М., 1974.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) .
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1383.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954 (в ред. Федерального закона от 08 30.12.2021 г. № 425-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О противодействии терроризму».
7. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
8. Постановлении от 9 февраля 2020 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»
Научная литература
9. Ануфриев Д.А. Уголовная ответственность за угон судна воздушного транспорта /Д.А. Ануфриев //Государство, право, общество: проблемы взаимодействия (политология, юридические науки, история, религиоведение, социология),2020, С.17.
10. Бирник И. М. Повышение профессионального потенциала спецназа и авиации МВД России // Профессионал. – 2016. – № 1. – С. 13.
11. Дмитрий В. М., Алексей И. Т. Проблемы обеспечения экономической безопасности на авиационном транспорте // Московский экономический журнал. – 2019. – № 1.
12. Кобец П. Н. Актуальные вопросы обеспечения комплексной безопасности и противодействия преступности террористического характера на объектах воздушного транспорта: проблемы и пути решения // Вопросы безопасности. – 2017. – № 3. – С. 1–16.
13. Малько А. В., Немченко С. Б., Смирнова А. А. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (обзор материалов круглого стола) // Государство и право. – 2015. – № 5. – С. 118–125.
14. Михайлов А. В. Необходимость наращивания технических средств противодействия терроризму на объектах транспортной инфраструктуры // Транспортная безопасность. – 2013. – № 2. – С. 29. Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций: в 3 т. – Т. 3. Особенная часть. – М.: Вольтерс Кульвер, 2007.
15. Пестов Н. Н. Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте МВД России // Труды Академии управления МВД России. – 2015. – № 2(34).
16. Пилипчук Т. Р., Сафронов В. В. Воздушный терроризм // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. – № 1. – С. 283
17. Разработка методов и средств защиты воздушного судна от угрозы взрыва во время полета / Б. В. Зубков, С. Е. Прозоров, А. Н. Бочкарев, А. С. Зенков // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2008. – № 127.
18. Тетерюк А. Г. Коррупционные проявления на объектах железнодорожного транспорта: соотношение общественной опасности коммерческого подкупа и взяточничества / А. Г. Тетерюк, П. В. Иванов // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. -2018. -№ 2. -С. 64—68.
19. Уголовное право России. Особенная часть : учеб. / под ред. Ф. Р. Сундурова, М. В. Талан. М. : Статут, 2012. 941 с.
20. Узденов А. И. Угон транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. 213 с
21. Филиппов А. Н., Парамонов И. М., Любан В. Г. Актуальные вопросы транспортной безопасности в борьбе с террористами-смертниками на объектах гражданской авиации // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. – № 3. – С. 184.